1-05-2004  
Когда в смутном 1993-м году было стойкое ощущение, что ничего нового в русском роке возникнуть не может, группа «Сплин» тайно записывала в подвале одного из питерского театров дебютный альбом «Пыльная быль». Но заговорили о них лишь пару лет спустя, когда на локальных радиостанциях стали крутить легкомысленную «Рыбу без трусов». Эту песню Александр Васильев написал, любуясь своей супругой, которая выходила обнажённой из ванной и пела итальянскую песню «Я риба, я риба»: «Сплинов» заметили. Юрий Шевчук пригласил их на свой глобальный рок-фестиваль «На Петровском». А в демо-версии напряжённой «Любовь идёт по проводам» подпел непререкаемый рок-авторитет Михаил Борзыкин из группы «Телевизор».  

Однако подлинный звёздный час «Сплина» был ещё впереди. В апреле 1998 года на ступенях магазина «Мелодия» на Новом Арбате группа презентовала свой самый хитовый «Гранатовый альбом». В августе того же года «Сплин» выступил на разогреве у самих «Роллингов», но тогда же группа стала синонимом страшного понятия «радиоформат». Словом «Сплин» из года в год пугали «правоверных» рокеров. В 2002-м песню «Сплинов» «Гандбол» предали всеобщей анафеме, хотя в ней Васильев сотоварищи всего лишь высмеяли упёртость некоторых футбольных фанатов.

Реванш Васильеву удалось взять лишь в апреле 2004-го, когда вышел его сольный акустический диск «Черновики». Корреспондент КМ.РУ решил расспросить Александра о тернистой дороге группы. Васильев, как истинный поклонник философского труда «Дао Дэ Цзин» был доброжелателен, содержателен, но весьма краток.

Мне не нравится, когда под наши песни тащат убитого лося

– Не так давно Вы возвратились из гастрольных поездок по Японии и США. Каковы впечатления от этих туров, как принимала публика, где довелось вступать?

– Токио – это город XXI века. Мегаполис. Небоскребы. Все двери открываются автоматически. Хочется сбежать оттуда как можно скорее. Потом мы попали в Канадзаву. Это – совсем другое дело. Двухэтажные дома. В центре города – парк, полный цветущей сакуры. Гостиница в настоящем японском стиле. Сакэ. В обоих городах я играл на разогреве у «Аквариума» (в составе БГ и клавишника Бориса Рубекина). Публика на концертах – в основном русская; немного японцев. Принимали хорошо. В США был фестиваль русской культуры. Там много людей выступало. И «Волков-трио», и Сергей Старостин. Плюс джаз, классика. Я отыграл там 40-минутный сет, а все остальное время ездил по побережью. Доехал до Сан-Франциско. Походил по клубам, услышал массу интересных групп, с некоторыми познакомился, привез кучу современной калифорнийской музыки, которая до нас по каким-то причинам не доходит и т.д.

– С БГ Вы крайне проникновенно исполнили в «НЕголубом огоньке» «Песню о звёздах». Расскажите, пожалуйста, как возникла идея этого дуэта, и кто предложил вам исполнять именно эту песню.

– Идея принадлежит Мише Козыреву. Все согласились. БГ и Борис Рубекин сделали аранжировку. Я пел на съемках, подглядывая в текст. Получилось проникновенно.

– Две песни из альбома «Сплина» «Новые люди» вошли в саундтрек фильма Александра Цацуева «Егерь». Тем не менее, Вы заявили, что фильм Вам не понравился – и вообще – песни попали в фильм без Вашего ведома. Что это за история, чем Вам не приглянулся фильм, насколько Вас обломала эта ситуация (или же Вы смирились с полученным результатом)?

– Честно говоря, я видел какую-то рабочую копию отвратительного качества, и то первые секунд сорок. Там под нашу песню браконьеры вытаскивали из леса тушу убитого лося. Мне стало жалко лося и песню, и я выключил фильм.

– В середине 90-х,  когда о группе «Сплин» заговорили, в русском роке было некоторое затишье. Не кажется ли вам, что сейчас аналогичная ситуация, и выделяете ли Вы среди новых групп какие-нибудь адекватные вам имена?

– Мы – лишь одни из…

– Не так давно Вы взяли рекордное количество наград на церемонии вручения премии «Поборолл» на «Нашем Радио». Между тем бытует мнение о предвзятости этой премии и о необъективности руководства «Нашего Радио», которое вольно или невольно оставляет за бортом действительно интересные музыкальные явления. Как Вы относитесь к этому мнению, и насколько для вас ценны полученные награды?

– Насколько я знаю, «Наше Радио» опрашивает музыкальных журналистов, суммирует голоса и раздает премии. Что касается их формата, могу сказать: то, что они крутят, действительно лучшее в нашей музыке. Все остальное на порядок ниже. Ситуация в стране такая, что у молодежи нет возможности арендовать помещения под репетиции и записи, нет возможности покупать инструменты и компьютеры. Поэтому и новые группы появляются крайне редко. Вот мы и имеем в формате «Нашего Радио» только 30 имен, которые бесконечно вертятся по кругу. В Калифорнии 10000 групп. Потому что у них есть гаражи и баксы.

– Несколько лет назад «Сплины» выпустили диск «Знаменатель» – песни для радио. Откуда возникла идея подобной компиляции, и не сомневались ли Вы, готовя эту работу (ведь большинство наших рокеров, напротив, предпочитают декларировать свою независимость от пресловутого «формата»).

– Эта идея компании Real Records, они ее осуществили. Честно говоря, считаю, что я не вправе обсуждать их замысел.

– На Вашем сольнике «Черновики» звучит очень сильная песня на стихи Бродского «Конец прекрасной эпохи». Расскажите, пожалуйста, об истории её создания.

– Я давно знал это стихотворение; в какой-то момент неожиданно пришла мелодия.

– В своё время лидер «Кирпичей» Вася Васин заявил в интервью, что он неуклонно работает над собственным поэтическим слогом и что через несколько лет станет новым Бродским. Как вам такое заявление, и близко ли Вам творчество «Кирпичей»?

– Самые сильные Васины вещи – это речитативы. Бродский вставился бы.

Я сознательно заострился в армии

– Поэтика и настроение вашей ранней песни «Мне 20 лет» почти неотличимы от следующей за ней на «Черновиках» песни на стихи Бродского. Это сознательный закос, период ученичества, обманчивое впечатление или что-то ещё?

– Песня «Мне 20 лет» написана в 1989 г. Бродского я знал тогда слабо. Скорее здесь влияние Башлачева. Плюс попытка высказаться на одном дыхании с легкой иронией в голосе. В тексте дофига юношеского максимализма, что объясняется возрастом автора.

– «Мне 20 лет» получилась у вас социально заострённой. В середине же 90-х вы ушли от социальщины в какое-то витиеватое язычество. Почему? Стало не с кем бороться?

– Это же 1989-й, страна начала меняться, я все это наблюдал, находясь в рядах советcкой армии, как тут было социально не заостриться.

– Хотелось бы также узнать о ещё одной достаточно нехарактерной для Вас песне «Фюрер Фюрер». Что послужило толчком к ей написанию, и почему она так и не вошла ни в один Ваш студийный альбом?

– Из таких песен сложатся «Черновики-2».

– Почему на диске «Черновики» только одна Ваша песня, написанная непосредственно в 21 веке. «Романс» сочинялся специально для этой работы (чтобы, так сказать, приблизить её к современности) или?..

– Специально сочинять у меня не получается. Всегда пишу просто так. Все так совпало.

– Как получилось, что среди «раскрученных» ваших песен на диске доминируют композиции с самых «примоднённых» альбомов «Фонарь под глазом» и «Гранатовый Альбом». Хотелось таким образом вернуть им первоначальную свежесть?

– Тоже так совпало.

Поезд символизирует жизнь, которая быстро несется к смерти

– Гитара на «Черновиках» звучит необычайно насыщенно и богато – даже с трудом веришь, что играет один человек, и к помощи студийных музыкантов не прибегали. Как удалось добиться такого поразительного эффекта?

– «Черновики» были записаны у меня дома, на кухне, нашим клавишником, Николаем Ростовским, в его laptop. Маленький пульт и два микрофона. Потом он все это свел. Сергей Большаков отмастерил. Получилось хорошо. Спасибо им.

– Такое впечатление, что на «Черновках» «Паузы» Макаревича прописаны нарочито «грязно». Почему?

– Эту песню мы играли с нашим флейтистом Яником в программе Дмитрия Широкова «Взрослые Песни» на МузТВ в 2001 г. Кто-то из наших записал эту песню с телика на аудиокассету, перегнал в компьютер, сжал в МР3 и прислал нам по интернету. Мы эту запись отмастерили, и она в таком виде вошла в альбом. Мне нравится, что эта песня вернулась к нам, пройдя через все современные технологии.

– В вашем творчестве частотен образ-символ поезда («Невский проспект», «Кто-то не успел» и т. д). Что он у вас означает? У большинства русских рокеров 80-90-х поезд символизирует смерть. Ощущаете ли вы генетическую связь с этой традицией?

– Вы правы, хотя, скорее, поезд символизирует жизнь, которая быстро несется к смерти.

– Вы были первой группой, записавшей замечательный дуэт с БИ-2 «Феллини». Кроме вас БИ-2 выступали с «Агатой Кристи», «Чичериной», «Мумий Троллем», «Чайфом», «Брэйнстормом», «Кварталом» и т. д. Как вы оцениваете эти работы, какой дуэт считаете наиболее удачным?

- Трогательней всего БИ-2 смотрелись с Тамарой Гвердцетели.

– Почему из обширного наследия Высоцкого для «Черновиков» были выбраны именно «Братские могилы»? В каком ключе она сделана, насколько (и чем) отличается от оригинала?

– Эта песня прошла такой же путь, как и «Паузы»: телевизор-интернет-альбом. Поэтому она тоже звучит грязно. Мы ее пели 9 мая. Отсюда такая тематика.

– Прошла информация о том, что вы «отдали» песню «Мы сидели и курили» в очередной мульт «папы Масяни» Олега Куваева. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте поподробнее.

– Мы записали песню «Мы сидели и курили». Куваев сделал на нее мульт-клип. Если телевидение по каким-то причинам не возьмет его в ротацию, мы разместим его на наших сайтах. Но оно возьмет.

 

KMNews.Ru (май 2004)





Другие материалы

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Как Вы относитесь к группе СПЛИН

Очень положительно
Я фанат группы СПЛИН
Мне нравится эта группы
Нейтрально
Не люблю рок, вообщем
Не очень...



© 2009 Фан-сайт группы "СПЛИН"
О проекте · Помощь · Обратная связь · Статистика