1-05-2004  
Когда в смутном 1993-м году было стойкое ощущение, что ничего нового в русском роке возникнуть не может, группа «Сплин» тайно записывала в подвале одного из питерского театров дебютный альбом «Пыльная быль». Но заговорили о них лишь пару лет спустя, когда на локальных радиостанциях стали крутить легкомысленную «Рыбу без трусов». Эту песню Александр Васильев написал, любуясь своей супругой, которая выходила обнажённой из ванной и пела итальянскую песню «Я риба, я риба»: «Сплинов» заметили. Юрий Шевчук пригласил их на свой глобальный рок-фестиваль «На Петровском». А в демо-версии напряжённой «Любовь идёт по проводам» подпел непререкаемый рок-авторитет Михаил Борзыкин из группы «Телевизор».  

Однако подлинный звёздный час «Сплина» был ещё впереди. В апреле 1998 года на ступенях магазина «Мелодия» на Новом Арбате группа презентовала свой самый хитовый «Гранатовый альбом». В августе того же года «Сплин» выступил на разогреве у самих «Роллингов», но тогда же группа стала синонимом страшного понятия «радиоформат». Словом «Сплин» из года в год пугали «правоверных» рокеров. В 2002-м песню «Сплинов» «Гандбол» предали всеобщей анафеме, хотя в ней Васильев сотоварищи всего лишь высмеяли упёртость некоторых футбольных фанатов.

Реванш Васильеву удалось взять лишь в апреле 2004-го, когда вышел его сольный акустический диск «Черновики». Корреспондент КМ.РУ решил расспросить Александра о тернистой дороге группы. Васильев, как истинный поклонник философского труда «Дао Дэ Цзин» был доброжелателен, содержателен, но весьма краток.

Мне не нравится, когда под наши песни тащат убитого лося

– Не так давно Вы возвратились из гастрольных поездок по Японии и США. Каковы впечатления от этих туров, как принимала публика, где довелось вступать?

– Токио – это город XXI века. Мегаполис. Небоскребы. Все двери открываются автоматически. Хочется сбежать оттуда как можно скорее. Потом мы попали в Канадзаву. Это – совсем другое дело. Двухэтажные дома. В центре города – парк, полный цветущей сакуры. Гостиница в настоящем японском стиле. Сакэ. В обоих городах я играл на разогреве у «Аквариума» (в составе БГ и клавишника Бориса Рубекина). Публика на концертах – в основном русская; немного японцев. Принимали хорошо. В США был фестиваль русской культуры. Там много людей выступало. И «Волков-трио», и Сергей Старостин. Плюс джаз, классика. Я отыграл там 40-минутный сет, а все остальное время ездил по побережью. Доехал до Сан-Франциско. Походил по клубам, услышал массу интересных групп, с некоторыми познакомился, привез кучу современной калифорнийской музыки, которая до нас по каким-то причинам не доходит и т.д.

– С БГ Вы крайне проникновенно исполнили в «НЕголубом огоньке» «Песню о звёздах». Расскажите, пожалуйста, как возникла идея этого дуэта, и кто предложил вам исполнять именно эту песню.

– Идея принадлежит Мише Козыреву. Все согласились. БГ и Борис Рубекин сделали аранжировку. Я пел на съемках, подглядывая в текст. Получилось проникновенно.

– Две песни из альбома «Сплина» «Новые люди» вошли в саундтрек фильма Александра Цацуева «Егерь». Тем не менее, Вы заявили, что фильм Вам не понравился – и вообще – песни попали в фильм без Вашего ведома. Что это за история, чем Вам не приглянулся фильм, насколько Вас обломала эта ситуация (или же Вы смирились с полученным результатом)?

– Честно говоря, я видел какую-то рабочую копию отвратительного качества, и то первые секунд сорок. Там под нашу песню браконьеры вытаскивали из леса тушу убитого лося. Мне стало жалко лося и песню, и я выключил фильм.

– В середине 90-х,  когда о группе «Сплин» заговорили, в русском роке было некоторое затишье. Не кажется ли вам, что сейчас аналогичная ситуация, и выделяете ли Вы среди новых групп какие-нибудь адекватные вам имена?

– Мы – лишь одни из…

– Не так давно Вы взяли рекордное количество наград на церемонии вручения премии «Поборолл» на «Нашем Радио». Между тем бытует мнение о предвзятости этой премии и о необъективности руководства «Нашего Радио», которое вольно или невольно оставляет за бортом действительно интересные музыкальные явления. Как Вы относитесь к этому мнению, и насколько для вас ценны полученные награды?

– Насколько я знаю, «Наше Радио» опрашивает музыкальных журналистов, суммирует голоса и раздает премии. Что касается их формата, могу сказать: то, что они крутят, действительно лучшее в нашей музыке. Все остальное на порядок ниже. Ситуация в стране такая, что у молодежи нет возможности арендовать помещения под репетиции и записи, нет возможности покупать инструменты и компьютеры. Поэтому и новые группы появляются крайне редко. Вот мы и имеем в формате «Нашего Радио» только 30 имен, которые бесконечно вертятся по кругу. В Калифорнии 10000 групп. Потому что у них есть гаражи и баксы.

– Несколько лет назад «Сплины» выпустили диск «Знаменатель» – песни для радио. Откуда возникла идея подобной компиляции, и не сомневались ли Вы, готовя эту работу (ведь большинство наших рокеров, напротив, предпочитают декларировать свою независимость от пресловутого «формата»).

– Эта идея компании Real Records, они ее осуществили. Честно говоря, считаю, что я не вправе обсуждать их замысел.

– На Вашем сольнике «Черновики» звучит очень сильная песня на стихи Бродского «Конец прекрасной эпохи». Расскажите, пожалуйста, об истории её создания.

– Я давно знал это стихотворение; в какой-то момент неожиданно пришла мелодия.

– В своё время лидер «Кирпичей» Вася Васин заявил в интервью, что он неуклонно работает над собственным поэтическим слогом и что через несколько лет станет новым Бродским. Как вам такое заявление, и близко ли Вам творчество «Кирпичей»?

– Самые сильные Васины вещи – это речитативы. Бродский вставился бы.

Я сознательно заострился в армии

– Поэтика и настроение вашей ранней песни «Мне 20 лет» почти неотличимы от следующей за ней на «Черновиках» песни на стихи Бродского. Это сознательный закос, период ученичества, обманчивое впечатление или что-то ещё?

– Песня «Мне 20 лет» написана в 1989 г. Бродского я знал тогда слабо. Скорее здесь влияние Башлачева. Плюс попытка высказаться на одном дыхании с легкой иронией в голосе. В тексте дофига юношеского максимализма, что объясняется возрастом автора.

– «Мне 20 лет» получилась у вас социально заострённой. В середине же 90-х вы ушли от социальщины в какое-то витиеватое язычество. Почему? Стало не с кем бороться?

– Это же 1989-й, страна начала меняться, я все это наблюдал, находясь в рядах советcкой армии, как тут было социально не заостриться.

– Хотелось бы также узнать о ещё одной достаточно нехарактерной для Вас песне «Фюрер Фюрер». Что послужило толчком к ей написанию, и почему она так и не вошла ни в один Ваш студийный альбом?

– Из таких песен сложатся «Черновики-2».

– Почему на диске «Черновики» только одна Ваша песня, написанная непосредственно в 21 веке. «Романс» сочинялся специально для этой работы (чтобы, так сказать, приблизить её к современности) или?..

– Специально сочинять у меня не получается. Всегда пишу просто так. Все так совпало.

– Как получилось, что среди «раскрученных» ваших песен на диске доминируют композиции с самых «примоднённых» альбомов «Фонарь под глазом» и «Гранатовый Альбом». Хотелось таким образом вернуть им первоначальную свежесть?

– Тоже так совпало.

Поезд символизирует жизнь, которая быстро несется к смерти

– Гитара на «Черновиках» звучит необычайно насыщенно и богато – даже с трудом веришь, что играет один человек, и к помощи студийных музыкантов не прибегали. Как удалось добиться такого поразительного эффекта?

– «Черновики» были записаны у меня дома, на кухне, нашим клавишником, Николаем Ростовским, в его laptop. Маленький пульт и два микрофона. Потом он все это свел. Сергей Большаков отмастерил. Получилось хорошо. Спасибо им.

– Такое впечатление, что на «Черновках» «Паузы» Макаревича прописаны нарочито «грязно». Почему?

– Эту песню мы играли с нашим флейтистом Яником в программе Дмитрия Широкова «Взрослые Песни» на МузТВ в 2001 г. Кто-то из наших записал эту песню с телика на аудиокассету, перегнал в компьютер, сжал в МР3 и прислал нам по интернету. Мы эту запись отмастерили, и она в таком виде вошла в альбом. Мне нравится, что эта песня вернулась к нам, пройдя через все современные технологии.

– В вашем творчестве частотен образ-символ поезда («Невский проспект», «Кто-то не успел» и т. д). Что он у вас означает? У большинства русских рокеров 80-90-х поезд символизирует смерть. Ощущаете ли вы генетическую связь с этой традицией?

– Вы правы, хотя, скорее, поезд символизирует жизнь, которая быстро несется к смерти.

– Вы были первой группой, записавшей замечательный дуэт с БИ-2 «Феллини». Кроме вас БИ-2 выступали с «Агатой Кристи», «Чичериной», «Мумий Троллем», «Чайфом», «Брэйнстормом», «Кварталом» и т. д. Как вы оцениваете эти работы, какой дуэт считаете наиболее удачным?

- Трогательней всего БИ-2 смотрелись с Тамарой Гвердцетели.

– Почему из обширного наследия Высоцкого для «Черновиков» были выбраны именно «Братские могилы»? В каком ключе она сделана, насколько (и чем) отличается от оригинала?

– Эта песня прошла такой же путь, как и «Паузы»: телевизор-интернет-альбом. Поэтому она тоже звучит грязно. Мы ее пели 9 мая. Отсюда такая тематика.

– Прошла информация о том, что вы «отдали» песню «Мы сидели и курили» в очередной мульт «папы Масяни» Олега Куваева. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте поподробнее.

– Мы записали песню «Мы сидели и курили». Куваев сделал на нее мульт-клип. Если телевидение по каким-то причинам не возьмет его в ротацию, мы разместим его на наших сайтах. Но оно возьмет.

 

KMNews.Ru (май 2004)





Другие материалы

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Как Вы относитесь к группе СПЛИН

Очень положительно
Я фанат группы СПЛИН
Мне нравится эта группы
Нейтрально
Не люблю рок, вообщем
Не очень...


Клипы от «Серьги»

07.11.2015
Недавно появилась информация о том, что группа «Серьга» планирует создать и выпустить три новых клипа.

Новые песни Земфиры на концерт

04.11.2015
Недавно на сайте певицы Земфиры появилась информация о том, что она готовит новые песни.

Новинка от «Телевизора»

01.11.2015
Группа «Телевизор» сделала переиздание дискографии. Теперь «Телевизор» выпускает концертный альбом под названием «Живой».

Новый альбом «Кукрыниксов»

29.10.2015
Стало известно, что группа под названием Кукрыниксы готовит альбом в честь покойного лидера группы «Король и Шут» Михаила Горшенева.

Состоялся релиз нового альбома «Ундервуда»

26.10.2015
Прошла презентация нового альбома музыкального коллектива «Ундервуд» под названием «Без берегов».

© 2009 Фан-сайт группы "СПЛИН"
О проекте · Помощь · Обратная связь · Статистика